китайский календарь
на главную
авторыразмышленияпутешествияфотоальбомчайные церемонииновости

Чайная культура в России
(интернет-дискуссия о современном состоянии чая)

Прошло ровно три года с тех пор, как в чайной на Якиманке Василий, Илья, Витя и Оля разговаривали о "Состоянии и тенденциях развития российских чайных".
Решили снова поднять этот вопрос, чтобы поразмышлять и обменятся мнениями о том, что сейчас происходит с Чаем и куда оно идёт.
Стало ли, как предполагалось тогда, всё более профессиональным? Превратились ли Чайные Клубы в "Очаги Культуры"?

ВасилийВасилий Савинков. 23.03.2009

Что произошло за три года?
За это время закрылся "Чайный клуб ИСТ" на улице Казакова, и даже его продолжение "Клуб на Таганке". "Чайный этаж" переехал и превратился в "Чайную высоту". "Эрмитаж", "Железный феникс", "Инби" существуют как прежде...
Чайный фестиваль переехал с Красной площади в Коломенское, и в нём стали участвовать китайские представители.
Во многих магазинах можно встретить "коллекционный" чай, упакованный в баночки. И даже в городе Осташков, который мы посетили на новый год, был обнаружен чайный магазин с сотней китайских чаёв средней ценовой группы (от Пуэра до ТГ), и простыми, но функциональными глиняными чайниками!
Чай готовят на трансовых вечеринках, в фитнес-центрах и салонах красоты.
В кофейнях я встречал все те же "1,5 грамма на перекипячённой воде", но в некоторых пить можно... Но зато знаю один из центральных ресторанов, где придумали новую форму: чай варится мастером на специальном возвышении в зале, люди видят это, а потом готовый чай приносят гостям официанты.

Что я думаю:
Во-первых, что история Чайных Клубов закончилась!
Они были центрами, которые открывали, рождали новое, несли это в мир: были адаптированы формы заваривания "по-китайски", была создана "варка чая", была создана напольно-циновочная атмосфера, были написаны первые тексты, создано внимательное отношение к чаю и конечно же созданы цены на чай и чаепития!
Сейчас, когда всё это уже известно, чайные клубы, к сожалению, не стали по меткому выражению Ильи Бадурова "Очагами Культуры", которые бы продолжали копать вглубь, открывать, создавать новое. Они лишь поддерживают созданную форму. Т.е. они превратились просто в Чайные, где люди общаются и пьют хороший чай.
Но из-за оставшихся привычек-правил, которые уже стали не актуальны, они являются не модным интересным местом, а уголком "для своих", которым эти привычки близки.

Если для описания ситуации использовать 20-ти летние ритмы китайского календаря, то Чайные Клубы, родившиеся в период Озера (1984-2004), который для России можно назвать "эзотеричным" периодом, когда стремление к неизвестному, загадочному превалировало над реальностью. И Чайные Клубы (Эрмитаж, Лубянка) были как раз "волшебными" местами, где можно было вырваться из привычного и прикоснуться к новому.
В 2004 году наступил период Горы - период знания, основательности, профессионализма. Мир волшебства закрылся, и чайные идеи стали популяризироваться, это стало модно, стали открываться чайные, был создан "Институт социальных технологий" (ИСТ), где как раз пытались вписаться в новые ритмы.
И, к сожалению, "сказку" уже не вернуть (как невозможно было вернуть романтизм Пушкинской поры, когда наступила Николаевская реакция). Остаётся вписываться в эти новые ритмы, вставать на профессиональные рельсы.

Но, во-вторых, опять же, к сожалению, профессионализма в чайном деле пока тоже не удалось достичь: нет большого центра по обучению "чайных мастеров" для различных заведений, чтобы люди умели готовить хороший вкусный чай. Нет адекватных форм для простых "неэзотерических" пространств (ресторан - это не чайный клуб). Нет системы и специалистов по оценки качества чая и его цены.
Может, я чего-то не знаю, но мне кажется, что, например, с кофе дело обстоит гораздо профессиональнее.
Почему? Наверное, как говорит Виктор Енин - нет единства в чайных рядах. Нет сильного центра, сумевшего объединить различные чайные конструкции в ассоциацию, в организацию, создающую правила и моду на чай.

И третье, это большое количество любителей чая, которые не смогли отказаться от "волшебства" чая, которые не вписались в неясные социальные формы и остались за порогом влияния на чайную ситуацию. "Чайные кухни", междусобойчики, увлечённые и странные люди, которые тоже создают Чайную Культуру, уравновешивая чайный бизнес.
Это тоже большой пласт людей. Сможет ли он тоже оформиться в значимую силу? Сможет ли он соединиться и вписаться в симбиоз с "профессионалами"? Это покажет время!


Дальше: Сергей Андреев - "Придумывать новые сказки"

www.Renzi.ru
счетчик посещений contadores de visitas singlesnet .com
Водяные Крысы